Четверг, 02.05.2024, 15:37
                           Персональный сайт  Пустоваловой Галины Петровны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ТЕРЕМОК
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа курса «ТЕАТР» в начальной школе

Пояснительная записка.

Курс «Театр», иными словами, - школа общения, основной целью которой является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. А еще -  помочь детям разобраться в самих себе, и научиться, лучше  понимать  других людей через ролевой тренинг, ролевые игры, сцены из жизни, через искусство.

Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей проявляется потребность к подражанию, превращению, преображению, к проявлению его творческой природы, которую нужно только развить. Курс «ТЕАТР» способствует этому.

Курс рассчитан на 4 года, объединяет в себе учащихся 1 – 4 классов.

На занятиях используются как традиционные формы и методы театральной педагогики, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, создание презентаций, видеофильмов выступлений.

Занятия лучше всего проводить в актовом зале, где достаточно места для актерских разминок, театральных игр, для просмотра спектаклей и, конечно же, репетиций спектаклей. Одной из особенностей курса «ТЕАТР» является постепенное усложнение материала и практического, и теоретического. Дети «путешествуют» по театральной программке от народных истоков возникновения театра и ролевых игр – импровизаций к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом занятии любого этапа обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластики, культуры и техники речи. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра способна снимать зажатость, скованность, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Живая и увлекательная форма проведения занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогают ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Программа  играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам конструирует свое занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Программа адресована учителям начальных классов, руководителям театральных кружков и просто тем, кто любит театр.

Первый год обучения(170ч)

Раздел 1.Введение. Азбука театра

Театр – как вид искусства. Театр – одно из древнейших искусств. Родина театрального искусства. Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники. Охотничье маскирование. Культ предков. Возникновение русского театра.

Скоморохи – первые профессиональные актеры.

Возникновение театра в нашем городе.

История драматического театра имени М. Ю. Лермонтова г. Ставрополя.

Практическая работа

Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?»;

Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино);

русские народные игры; игры – импровизации в скоморохов;

культпоход в драмтеатр.

Раздел 2. Театр – искусство коллективное

Путешествие по театральной программке. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.

 Оформление спектакля: свет, шумы, декорационное искусство.

Практическая работа

Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению декораций и т. д.

Конкурсы по актерскому мастерству.

Актерские разминки.

Театральные игры: общеразвивающие, специальные (см. приложение)

Разыгрывание мини-сценок.

Раздел 3.Культура и техника речи

Выразительность речи – основное требование к языку актеров. Языковые средства выразительности речи. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи. Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?

Практическая работа

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

Дикционные упражнения.

Творческие игры со словами.

Скороговорки, считалки.

Диалоги.

Речевые ситуации, их анализ.

Создание, репетиции  и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.

Раздел 4. Ритмопластика

Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свобода выразительности движений.

Практическая работа

Имитационные речевые игры.

Пластические игры и упражнения (см. приложение).

Обобщение и систематизация знаний

Повторение теоретических знаний о возникновении театра, как вида искусства; о театральных профессиях, первых профессиональных актерах.

Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.

Постановка спектакля по сказочным сюжетам.

Летопись школьного театра: фотовыставка.

Итоговые и контрольные занятия.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

-о возникновении театрального искусства;

-о народных истоках театра;

- о возникновении театрального движения в России;

-об основных профессиях в театре и их роли в создании спектакля;

- об оформлении спектакля;

- о театральных местах города, в котором мы живем.

Должны уметь:

-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

-уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

-уметь произносить скороговорки и стихотворные тексты в движении;

-знать и четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;

-уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на сцене;

-уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;

-уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

-уметь составлять диалог между сказочными героями.

  Второй год обучения(170ч)

1.Введение. Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства.

Виды театров:   кукольный, драматический, школьный, театр одного актера; театр теней; первый русский театр; античный театр; крепостной театр; придворный театр.

Театр кукол – один из видов театрального искусства. Рождение театра кукол. Петрушка и его иностранные братья. Создатели кукол. Театр кукол им. С. В. Образцова в Москве.

Современное устройство театра.

Устройство зрительного зала: партер, амфитеатр, ложа, балкон.

Мир кулис. Устройство сцены.

Театральные жанры:  драма, трагедия, комедия, балет, бенефис, водевиль, интермедия, мюзикл, опера, оперетта.

 Практическая работа

Беседа: «Что мы знаем о кукольном театре?»;

Заочное путешествие в кукольный театр им. С. В. Образцова (просмотр видеофильма);

Разыгрывание диалогов с участием кукол.

Разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.

2. Актер – главное чудо театра

Актер – как создатель образа-характера на сцене.

Основы актерского мастерства. Органическое сценическое внимание. Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, зрительных и слуховых восприятий, осязания, воображения.

Физическое самочувствие. Память физических действий.

Перемена отношений к предмету, месту действия, факту, партнеру.

Действия с воображаемыми предметами.

Практическая работа

Упражнения на освоение элементов внутренней психотехники.

Упражнения на развитие осязания, воображения, память физических действий, физическое самочувствие.

Этюды на физическое самочувствие.

Театрально – творческие учебные упражнения и игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Участие в театральных постановках.

Актерские разминки.

Экскурсии, посещение театральных постановок.

3. Культура и техника речи

Речевое дыхание. Интонация. Темп речи. В школе правильного ударения. Логическое ударение.  Правильность речи. Дикция. Диапазон и сила звучания голоса. Диалог.

Практическая работа

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Речевые игры: «Игра со свечой», «Испорченный телефон», «Снежный ком» и другие.

Построение диалогов между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом.

Сочинение коллективной сказки с добавлением по одному предложению.

Артикуляционная гимнастика.

Считалки. Скороговорки. Стихи.

4. Ритмопластика

Пластическая выразительность:  ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений.

Практическая работа

Игры на развитие двигательных способностей.

Музыкально – пластические импровизации. Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Игры и упражнения на развитие пластической выразительности.

Обобщение и систематизация знаний

Повторить теоретические сведения об основах театральной культуры: видах театрального искусства, театральных жанрах, устройстве сцены и зрительного зала.

Обобщить и систематизировать полученные знания об основах актерского мастерства, пластической выразительности, культуре речи.

Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.

Участие в городских  конкурсах  «Эрудит театрального искусства»,

«Театральный Звездопад»

Летопись школьного театра. Фотовыставка.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

-об особенностях театрального искусства;

-о театральных жанрах;

-о видах театрального искусства;

-об основах актерского мастерства;

-о современном устройстве сцены;

Должны уметь:

-уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

-уметь запоминать заданные мизансцены;

-выполнять на сцене естественно и свободно физические действия;

-выполнять упражнения на развитие речевого дыхания;

-знать и четко произносить 8-10 считалок;

-уметь произносить одну и ту же скороговорку с разными интонациями;

-уметь прочитать наизусть стихотворение, правильно расставляя логические ударения;

-уметь сочинить коллективную сказку.

Третий год обучения(170ч)

1.Основы режиссуры и сценарного мастерства.

Режиссура. Режиссерский постановочный план.

Основа театра – пьеса, основа театрализации – спектакль.

Сценарий. Идейно – художественный и композиционный замысел.

Сценическая задача и ее элементы. Сценическое внимание.

Композиционное построение сценария.

Создание оригинальной пьесы: завязка, кульминация, развязка.

Практическая работа.

Беседа о создателях спектакля «Кто и как создает спектакль?»

Пьесы – сказки. Чтение по ролям, обсуждение, прослушивание, просмотр, иллюстрирование,  инсценировки.

 Артикуляционные гимнастики, речевые игры, актерские разминки, тренинги,

театрально – творческие упражнения.

2.Культура и техника речи.

Дикция. Четкое произношение слов, фраз.

Неповторимая окраска голоса. Тембр голоса.

Ритм – особенность художественной речи.

Практическая работа.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Упражнения для развития дикции.

Чистоговорки. Считалки. Скороговорки. Забавные стихи.

Речевые игры. Построение диалогов  с выбранным партнером.

3.Ритмопластика

Выразительность телодвижений. Освоение сценического пространства.

Движения в разных темпах по сценической площадке.

Передача в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

Жесты и мимика.

Практическая работа.

Беспредметные этюды. Имитационные игры.

Упражнения на развитие пластической выразительности: «В стране Великанов», «Заколдованный лес», «Город роботов» и другие.

Театральные игры на превращение, развитие двигательных способностей.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и систематизировать знания об основах режиссуры и сценарного мастерства: организации сценического действия, создания художественного образа, композиционном построении спектакля.

Постановка спектакля. Инсценировки.

Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.

Летопись школьного театра.

Культпоход в театр.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

-что такое «сценарий», «сценарное мастерство», «режиссура», «композиция»;

-композиционное построение сценария;

-о создателях спектакля;

Должны уметь:

-на основе небольших по объему сказок о животных создавать сценарии пьес – сказок;

-театрализовать созданные сценарии;

-выполнять артикуляционные и речевые упражнения;

-уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке;

-уметь изобразить парный или групповой этюд на заданную тему;

-уметь ориентироваться на сценической площадке;

-уметь двигаться по сценической  площадке  в разных темпах;

-уметь выразительно читать забавные стихи, чистоговорки, считалки;

-правильно произносить 8-10 скороговорок

Четвертый год обучения(170ч)

1.Театральный спектакль

Спектакль. Этапы работы над созданием спектакля.

Инсценировка. Сюжет. Персонажи.

Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория, гипербола.

Вовлечение зрителя в действие.

Практическая работа

Знакомство со сценарием. Обсуждение сценария. Обсуждение характеров персонажей.

Выбор учащимися персонажей, которых они хотят изображать на сцене.

Репетиции.

Театральные игры.

2.Исполнительское мастерство актера

Актерское мастерство. Освоение сценического пространства. Сценическое общение. Сценическая пластика. Взаимодействие с партнером на сцене. Действия актеров в предлагаемых  обстоятельствах. Манера держаться на сцене. Речь актеров.

Практическая работа

Театрально – творческие учебные упражнения на освоение сценического пространства, развития пластической выразительности, двигательных способностей.

Игры – драматизации. Конкурсы юных театроведов.

Этюды. Беспредметные этюды. Пантомима.

Актерские разминки. Тренинги. Комические эстафеты.

Миманс. Спектакли. Экскурсии.

3.Театр и литература

В. Г. Белинский о литературе, театре, спектаклях, актерах своего времени.

О системе К. С. Станиславского.

Великие драматурги: У. Шекспир, А. П. Чехов, А. Н. Островский, Д. И. Фонвизин.

О творчестве знаменитых актеров: Ф. Г. Волкове, М. Н. Ермоловой, Е. Б. Вахтангове и др.

Пьеса – основа спектакля.

Практическая работа

Чтение, просмотр, обсуждение  пьес.

Создание небольших по объему пьес на основе литературных произведений.

Инсценировка пьес – сказок.

4.Культура и техника речи.

Рифма как созвучие концов стихотворных строк.

Приемы звукоподражания в художественной речи.

Опорные слова, их роль в речи актера.

Монолог.

Практическая работа

Выразительное чтение стихов, диалогов, монологов, пьес.

Творческие игры со словами: «Поймай рифму», «Подскажи слово», «Говорящая ладошка», «Кто как поет?»

Сочинение сказок  по опорным словам.

Скороговорки. Чистоговорки. Считалки. Забавные стихи.

Дыхательные, артикуляционные  упражнения.

5. Ритмопластика.

Пластическая импровизация. Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.

Несловесные формы общения. Мимика и жесты.

Практическая работа

Игры на развитие воображения и пластической импровизации: «Умирающий лебедь»,  «Осенние листья», «Снежки» и другие.

Упражнения на создание образов живых существ, предметов.

Обобщение и систематизация знаний.

Повторить теоретические сведения об этапах построения спектакля, о работе над инсценировкой, способах вовлечения зрителей в действие спектакля.

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся работы над ролью, действий в предлагаемых обстоятельствах.

Создание и постановка спектакля на основе прочитанной  русской народной сказки.

Летопись школьного театра.

Культпоход в театр.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:

-этапы работы над спектаклем, инсценировкой;

-ведущие выразительные средства театрализации;

-о системе К. С. Станиславского;

-о творчестве знаменитых актеров и драматургов;

Должны уметь:

-владеть на уровне исполнительским мастерством актера;

-выразительно читать стихи, диалоги, монологи, пьесы;

-подбирать к словам рифмы, сочинять четверостишия;

-по опорным словам сочинять сказки;

-правильно произносить 8-10 скороговорок;

-взаимодействовать с актером на сцене;

-использовать в актерской деятельности словесные и  несловесные формы общения;

-выполнять театрально – творческие упражнения на освоение сценического пространства;

-участвовать в постановке спектаклей.

Используемая литература

  1. Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.
  2. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.
  3. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.
  4. Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.
  5. Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  6. Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.
  7. Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.
  8. Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М.,2006.
  9. Куликова К. П. Рассказы о первых русских комедиантах. М., 1979.
  10. Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.
  11. Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.
  12. Чистякова М. М. Психологогимнастика. М.. 1995.
  13. Журнал «Праздник в школе». М., 2007.
  14. Журнал «Детская энциклопедия». М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

САЙТЫ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024