Требования
к рабочим программам по внеурочной деятельности
Шубаева Наталья
Ивановна,
руководитель
методического объединения «Внеурочная деятельность»
Разработано с использованием методического конструктора
«Внеурочная
деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
ФГОС начального общего образования утверждён и
введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября
2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.
Содержание
программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы
вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали
достижение всех образовательных целей.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после
уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и
образования.
Во внеурочной деятельности создаётся
своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в
которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков,
будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что
внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему
образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или
одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и
преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения
полноты и цельности образования.
Примерные программы внеурочной деятельности
(начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с
направлениями внеурочной деятельности.
В основу примерных программ внеурочной деятельности
положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и
цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в
процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех
субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Примерные программы
имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку,
учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов,
инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Каждая примерная
программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы
дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе
изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и
объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной
деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая
академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или
иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция,
соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).
Пояснительная записка к
программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания
и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую
идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о
продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста
предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах
деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено
содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об
ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Учебно-тематический
план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность
изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические
занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить
так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику
предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно
обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих
специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу
возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки,
искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров,
исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Особенности содержания примерной программы.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении
учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей,
рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Содержание примерных программ внеурочной
деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от
увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Рекомендации
по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей.
Первый способ заключается в прямом
использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом
соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий
должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей,
уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей
программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы
внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи,
определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и
образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов
индивидуальной и коллективной деятельности ребят.
После написания рабочей программы организуется
её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов
дополнительного образования.
После доработки в соответствии с замечаниями и
пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в
администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором
образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может
рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы
корректируется, дополняется и обеспечивается средствами
психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим
комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к
программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные
энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы
для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка
программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень
объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и
деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку,
производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из
различных средств массовой информации по данному направлению деятельности
обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой
деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства,
произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки,
значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении
творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств
и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях,
выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности
данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень
учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего
места.
Общие
правила разработки программ внеурочной деятельности:
1.
Программы организации внеурочной
деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями
самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2.
Разрабатываемые программы должны быть
рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3.
В определении содержания программ школа
руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и
потребности учащихся и их родителей.
4.
Требования к разделам программы:
1). Титульный лист должен содержать
информацию:
·
название ОУ;
·
название программы;
·
направление
развития
личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
·
класс;
·
составитель и его квалификационная
категория;
·
учебный год;
2). Пояснительная
записка должна раскрывать:
·
нормативно-правовую базу;
·
назначение программы;
·
актуальность и перспективность курса;
·
возрастная группа учащихся, на которых
ориентированы занятия;
·
объём часов, отпущенных на занятия;
·
продолжительность одного занятия;
·
цели и задачи реализации программы;
·
формы и методы работы (экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и
т. д.);
3). Структура
курса должна содержать:
·
перечень основных разделов программы с
указанием отпущенных на их реализацию часов;
·
перечень универсальных действий, которые
развивает прохождение данного раздела программы;
4). Календарно-тематическое
планирование должно содержать:
·
разделы программы;
·
темы занятий,
·
даты;
·
описание примерного
содержания занятий со школьниками (из описания должно
быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые
занятия)
5). Информационно-методическое
обеспечение:
·
дополнительная литература;
·
цифровые образовательные ресурсы;
6). Предполагаемая результативность курса:
·
характеристика основных результатов, на
которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного
отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));
·
выход за пределы аудитории (организация
мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и
мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
·
портфель достижений школьника.
Если программа предполагает организацию нескольких
видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и
модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или
иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
|